top of page

К вопросу определения

и диагностики потенциала

самоактуализации личности

В статье рассматривается вопрос о диагностике потенциала самоактуализации личности.

Приводится определение гармоничности психологической организации личности, которая рассматривается как основа и необходимое условие для развития потенциала самоактуализации. Дается описание феномена «псевдосамоактуализации». Предлагаются принципы формирования диагностического комплекса, позволяющего проводить дифференциацию между самоактуализацией и псевдосамоактуализацией.

Наиболее известным и используемым тестом для оценки уровня самоактуализации является «Самоактуализационный тест» (САТ) [Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М., 1987]. Несмотря на несомненные достоинства, данная методика, как отмечают и сами разработчики теста, не позволяет однозначно определить границы между высоким, средним и низким уровнями самоактуализации. Предельные значения параметров теста САТ (выше Т=60) авторами рекомендуется интерпретировать как проявление «псевдосамоактуализации», что, на наш взгляд, может затруднять дифференциацию испытуемых с объективно высоким уровнем самоактуализации и лиц, демонстрирующих «псевдосамоактуализацию». При этом, сам феномен «псевдосамоактуализации» авторами теста САТ подробно не описан. Также можно отметить, что САТ ориентирован преимущественно на когнитивную сферу испытуемого и является «восприимчивым» к выбору «социально-желательных ответов».

Исследование возможностей использования теста САТ в сочетании с проективной графической методикой  «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) [Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999] при определении степени самоактуализации личности, проведенное в 1993 - 1999 гг. среди слушателей курсов повышения квалификации Академии последипломного образования г. Минска (114 человек) позволило обнаружить многочисленные связи между определенными графическими (нажим линии, штриховка, размер и т. п.) параметрами  и содержательными (веселость, угрюмость, движение и т. п.) характеристиками  изображений теста РНЖ и шкалами теста САТ, что согласуется с результатами исследований диагностических возможностей проективных методов, проведенных ранее [Ольвинская Ю. Л., 1994].

Графический тест РНЖ относится к категории проективных методов, позволяющих исследовать трудно  объективируемые, ускользающие при использовании  традиционных  психодиагностических методик, глубинные слои личности, и дает возможность оценивать степень выраженности тревожности, агрессивности, уверенности и иных психологических характеристик испы­туемого, а также выдвигать гипотезы о наличии скрытых внутриличност­ных конфликтов.

Сопоставление особенностей реального поведения отдельных испытуемых в процессе прохождения тренингов личностного роста и результатов диагностики по тесту САТ этих же испытуемых позволило обратить внимание на ряд несоответствий. Так, например, у большинства испытуемых, результаты тестирования которых превышали верхнюю границу диапазона «нормы» (выше Т=60), при выполнении тренинговых заданий активность и успешность проявлялись в основном на вербальном уровне. Они проявляли наибольший интерес к содержанию теоретических и информационных модулей тренинговой программы, а также к анализу поведения других участников группы. В то же время отмеченные испытуемые демонстрировали низкий уровень самораскрытия и мотивации к самоанализу. Наиболее сложным модулем тренинговой программы, как правило, для них оказывались ролевые игры, требующие действий, основанных на интеграции эмоционального, интеллектуального и поведенческого компонентов личности.

 

Имея хороший уровень осведомленности о психологических особенностях и закономерностях поведения людей, обширные знания о природе человека, данные испытуемые обнаруживали серьезные затруднения при выполнении тренинговых заданий, требующих проявления таких личностных качеств, как спонтанность, гибкость поведения, эмоционально-положительное отношение к самому себе, принятие и анализ собственного негативного опыта, адекватное выражение эмоций и т. п.  Кроме того, в процессе наблюдения отмечалось, что в структуре высказываний испытуемых преобладали высказывания, характерные для проявления иррациональных убеждений: потребность в одобрении, высокий уровень ожиданий от себя, склонность к обвинениям, эмоциональная безответственность, тревожная сверхозабоченность, избегание проблем, зависимость от других, беспомощность относительно изменений и т. п.  Другими словами, отмеченные испытуемые демон­стрировали поведение, по основным характеристикам не соответствующее описаниям самоактуализирующихся личностей, что противоречило высо­ким результатам по тесту САТ.

 

В то же время другие испытуемые, результаты которых по тесту САТ также превышали верхнюю границу «нормального» диапазона, продемонстрировали иной тип поведения, характерный для самоактуализирующихся личностей: отсутствие иррациональных убеждений, открытость к восприятию нового поведенческого опыта, рациональное использование информации о себе, о людях, независимость, автономность суждений о себе, об окружающих людях, эмоционально-позитивное отношение к себе, способность к обучению новым стратегиям поведения в различных ситуациях.

Некоторые отличия между первым и вторым типами испытуемых были обнаружены при последующем тестировании по методике «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) [Психологическая…, 1999]. Тест ИЖС позволяет оценивать степень напряженности механизмов психологических защит.

Данные наблюдения на примерах некоторых из отмеченных нами испытуемых проиллюстрированы в табл. 1, 2 и на рисунках.

Таблица 1. Результаты выполнения теста САТ испытуемыми № 1 - 4 (в процентах)

Tabl1.jpg

Таблица 2. Результаты выполнения теста ИЖС испытуемыми № 1 - 4 (в баллах)

Tabl2.jpg
Isp-1-2.jpg
Isp-3-2.jpg
Isp-2-2.jpg
Isp-4-2.jpg

Рисунки несуществующего животного испытуемых № 1 – 4, (масштаб 1:6)

Испытуемый № 1 в процессе тренинга демонстрировал закрытость, агрессивность, носившую оборонительный характер, затруднения в вербализации собственных эмоций, неприятие обратной связи от других участников тренинга, проявлял низкую степень контроля в управлении своими действиями, неспособность к обучению новым стратегиям поведения в различных ситуациях.

Испытуемый № 2 в процессе тренинга проявлял гиперактивное поведение, стереотипность суждений и оценок, демонстрировал незаинтересованность в работе группы, избегал принимать участие в отдельных тренинговых упражнениях, создавал различные помехи для работы остальных участников группы.

Испытуемые № 3 и 4 активно участвовали в работе группы на протяжении всего тренинга. Они демонстрировали открытость, готовность к экспериментам, к обучению новым стратегиям поведения в сложных ситуациях, охотно участвовали в работе по самоанализу, проявляли заинтересованность и активность в принятии и предоставлении обратной связи при взаимодействии с остальными членами группы, обеспечивали при необходимости эмоциональную поддержку другим участникам. Участвуя в ролевых играх, эти испытуемые сохраняли преимущественно эмоционально-позитивное настроение, проявляли чувство юмора и способность к нестандартным решениям различных задач.

Таким образом, сопоставление результатов теста САТ и проективной методики РНЖ с реальным поведением отмеченных испытуемых в ситуации тренинга позволило обнаружить большее соответствие между реальным поведением и интерпретацией симптомокомплексов РНЖ, и меньшее соответствие между реальным поведением испытуемых и  показателями САТ.

Данные наблюдения, а также результаты теоретического анализа зарубежных и отечественных исследований, посвященных теме гармоничности психологической организации личности и развитию потенциала самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Анцыферова, К. А. Абульханова-Славская и др.),  явились основой для формулировки некоторых подходов к определению и диагностике потенциала самоактуализации личности [Ольвинская Ю. Л., 2004; 2005] и описания феномена «псевдосамоактуализации» личности.

Представляется, что в целях развития современных направлений исследований специфики и особенностей самореализации в различных сферах жизнедеятельности и на разных этапах жизненного пути [Коростылева Л. А., 1998; 2000; 2005], определение понятия «потенциал самоактуализации» позволит углубить понимание некоторых аспектов феномена самореализации личности.

На наш взгляд, основой и необходимым условием для развития потенциала самоактуализации является гармоничность психологической организации личности, которая определяется сформированностью, сбалансированностью (соразмерностью), интегрированностью (тесной взаимосвязью и внутренней согласованностью) интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности.

Под сферой жизнедеятельности здесь понимается область проявления комплексов психологических свойств личности, реализующихся в интра- и интерперсональных планах. Выделение интеллектуального, эмоционального и поведенческого аспектов позволяет описать характерные проявления личности в этих сферах жизнедеятельности [Исурина Г. Л., 1995].

Характеристики сформированности каждой из сфер жизнедеятельности во многом совпадают с характеристиками, традиционно применяемыми при описании личности, достигшей уровня личностной зрелости [Братченко С. Л., Миронова М. Р., 1997]. Основными психологическими механизмами, обеспечивающими эффективную реализацию внутренних предпосылок в различных сферах, являются: в интеллектуальной сфере – понимание;  в эмоциональной – принятие и способность к сопереживанию; в поведенческой – способность к содействию и сотрудничеству.

 

Общие для каждой из сфер характеристики сформированности это – наличие определенного жизненного опыта и открытость новому жизненному опыту. Опыт удовлетворения базовых потребностей, закрепленный в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах, служит основой для развития мотивации роста [Маслоу А., 1999 а]. Определяющим содержательным критерием для оценки потенциала самоактуализации личности является наличие осмысленных целей, истоки которых лежат выше уровня дефицитарных потребностей [Маслоу А., 1999 б].

 

В качестве параметров интегрированности сфер жизнедеятельности личности нами выделяются согласованность и взаимосвязь.

Согласованность означает соответствие внешнего поведения внутренним мотивам на фоне полного осознавания и позитивного эмоционального отношения личности к этому процессу. В ее основе лежит соответствие глубинных, бессознательных мотивов личности и осознаваемых личностью целей.

В основе взаимосвязи лежит эффективный информационный обмен между всеми сферами жизнедеятельности личности.

Критерием хорошей взаимосвязи между интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферами может служить адекватное поведение, соответствующее особенностям внешней ситуации, основанное на понимании и принятии внутренних мотивов, истинных целей при полном осознавании собственного отношения к этому процессу.

Осознавание является сквозным процессом и основным механизмом, обеспечивающим тесную взаимосвязь и согласованное функционирование трех сфер жизнедеятельности личности.

Таким образом, потенциал самоактуализации личности можно определить гармоничностью психологической организации внутреннего мира личности, наличием опыта удовлетворения базовых потребностей, согласованностью истинных потребностей и реально достигаемых целей.

Исходя из определения потенциала самоактуализации феномен псевдосамоактуализации личности может быть описан как частный случай дисгармоничности психологической организации личности: дисбаланс соотношения развития интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер – преимущественное развитие интеллектуальной сферы при отсутствии интеграции имеющегося интеллектуального знания в собственный эмоциональный и поведенческий опыт.

На основании описанного выше опыта в диагностический комплекс, позволяющий, на наш взгляд, более точно оценивать потенциал самоактуализации  личности и проводить дифференциацию между самоактуализацией и псевдосамоактуализацией, были включены следующие методики: «Самоактуализационный тест», «Рисунок несуществующего животного» и «Индекс жизнен­ного стиля». Интерпретация шкал тестов САТ и ИЖС, предложенная разработчиками, была соотнесена с характеристиками гармоничной организации личности.

Шкалы ценностной ориентации, представлений о природе человека, синергии, познавательных потребностей и креативности теста САТ позволяют оценить степень сформированности интеллектуальной сферы; шкалы самоуважения и самопринятия — степень сформированности эмоциональной сферы; шкалы сенситивности и принятия агрессии отражают степень взаимодействия интеллектуальной и эмоциональной сфер; шкалы спонтанности и контактности — степень взаимодействия эмоциональной и поведенческой сфер; шкала гибкости поведения определяет степень взаимодействия интеллектуальной и поведенческой сфер. Большая разница между значениями шкал теста САТ может свидетельствовать об определенном психологическом дисбалансе. Результаты по базовым шкалам —  ориентации во времени и шкале поддержки, определяющим степень интегрированности интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер, рекомендуется сопоставлять с результатами теста РНЖ.

Интерпретация графических и содержательных призна­ков рисунка дает возможность оценить степень сформированности эмо­циональной, интеллектуальной и поведенческой сфер. При обнаружении противоречий между результатами интерпретации РНЖ и результатами по тесту САТ, на наш взгляд, в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности испы­туемых, «проявленные» в проективном графическом тесте.

Высокие баллы по тесту ИЖС могут свидетельствовать о наличии психологических барьеров, а следовательно, и о низкой степени взаимосвязи между интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферами.

Представляется, что данный психодиагностический комплекс может изменяться и дополняться в рамках предложенного определения потенциала самоактуализации личности. Так, например, дополнительное тестирование по методике Эллиса позволит выявить степень иррациональных убеждений, свидетельствующую о наличии либо отсутствии психологических барьеров в интеллектуальной сфере. 

 

Также весьма про­дуктивным представляется использование Теста Смысложизненных Ори­ентаций (СЖО) [Леонтьев Д. А., 1992]. Тест СЖО определяет степень субъективной осмыслен­ности жизни, которая, при условии гармоничности психологической организации личности, может служить одним из критериев потенциала самоактуализации. Основными прин­ципами, которые должны сохраняться при формировании диагностиче­ского комплекса, определяющего степень гармоничности личности, являются принцип охвата интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности человека и принцип сочетания проективных методик со стандартизиро­ванными методами, что позволяет усилить результативность диагно­стики и прогноза, глубже проникнуть в структуру личности,  выделить индивидуальные особенности, свойственные данной личности и конкретному возрастному периоду.

Результаты диагностики особенностей психологической организации внутреннего мира позволяют разработать конкретные методы по развитию каждой из сфер жизнедеятельности личности, способствующие гармонизации ее психологической организации, а следовательно, и развитию потенциала самоактуализации личности в целом.

 

Указатель литературы

Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.

Братченко С. Л., Миронова М. Л. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

Исурина Г. Л. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия и основные тенденции ее развития // Психотерапия: от теории к практике / Сб. материалов I съезда Российской психотерапевтической ассоциации. СПб., 1995.

Коростылева Л. А. Самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб., 1998.

Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000.

Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1999 а.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999 б.

Ольвинская Ю. Л. Проективные методы психологии в обеспечении диагностико-коррекционной работы с подростками // Образование и повышение квалификации работников образования. - Вып. 6. Минск, 1994.

Ольвинская Ю. Л. Теоретическая модель самоактуализирующейся личности // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2004». СПб., 2004.

Ольвинская Ю. Л. Гармоничность психологической организации личности как основа для развития потенциала самоактуализации. СПб., 2005. Деп. в ИНИОН РАН от 29.12.05, № 59603.

Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов / Под ред. Л. И. Вассермана. СПб., 1999.

 

© Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11  / Под ред. Л. А. Коростылевой.

СПб., 2007. С.  54-63.

bottom of page